ПРОЕКТ КЕШЕР В ИЗРАИЛЕ

Сбросить-таки или нет?

Что поделаешь, мечтаю с детства, что люди на то и люди, чтобы суметь договориться, если возникают «непонятки». И действительно, доводилось неоднократно примирять дорогих мне людей. А потом детская мечта уступила место будням, изредка напоминая о себе.  А где-то через полвека вернулась здесь, в Израиле. Женщины этого сообщества в подавляющей массе являются еврейками, однако не отгоняют других, т.к. сообщество  неформальное, не религиозное и волонтёрское. Идея создания сообщества  – вернуть утраченное в той жизни еврейское прошлое (программа Еврейское образование), познакомить с былыми традициями нашего народа и их метаморфозами в настоящем. Второй основополагающий принцип – феминизм: «женщина сможет всё, что захочет, не уступая мужчинам». А примерами для подражания служат праматери Сара, Мирьям, Рут, Ципора, Бат Шева… Межкультурные связи – ещё один принцип.  За почти  три года мне довелось участвовать на встречах с фалашами, с «вязаными кипами»; друзами, арабками; двумя еврейками нетрадиционной сексуальной ориентации.  Приходила  к нам на встречу, точнее, занятие,  и представительница ортодоксального иудаизма, рассказывая об одной из краеугольных еврейских традиций – зажигании субботних свечей. В Иерусалиме нас, участниц сообщества Проект Кешер, водили по разным синагогам: от ортодоксальной до реформистской. Для меня уютнее всего было в ортодоксальной. Да, в женском сообществе не всё было так, как мне хотелось, но здесь принято никому ничего не навязывать. И  всегда меня встречали с  радостью: позитив, не надуманный, это ещё один из принципов сообщества. Но в жизни не бывает без конфликтов, стычек. Преодолевая их, мы перосмысливаем, выносим  что-то новое для себя.  В конфликте, о котором пойдёт речь, замешаны  уважаемые люди, как нападавшие, так и защищавшие этот ролик. Он отснят Центральным израильским каналом ТВ и показан в новостях 23 августа. А на фейсбуке был общественный резонанс: его перепостили  более восьмидесяти раз, и процесс продолжается (https://www.facebook.com/132002926994564/videos/508452289349624/ ) Краткое содержание ролика:  цикл встреч (8) еврейских и арабских женщин. Идея такова: искать точки соприкосновения, чтобы избавляться от расхожих стереотипов, ведь друг о друге мы знаем не много. На  кухне же можно  готовить вместе и общаться. Проект называется «Женщины готовят мир». Ролик снимали на Первом израильском канале, и нам объяснили, что хотя в Израиле порядка двадцати подобных организаций, это мероприятие заслуживает внимания центрального канала ТВ, т.к. такое случается не часто. Это была четвёртая встреча, а на третьей арабские женщины побывали в гостях у нас в Нацрат Илите. На тех встречах мы присматривались друг к другу, говорили на общие темы. Настороженность и недоверие  сторон ослабевали, уступая место взаимному интересу. …На фейсбуке посыпались комментарии, в основном, доброжелательные. Были и другие, прямо противоположные. «Братание в деревне Кара. Теплый прием, совместная готовка и еда (про кашрут евреи не вспомнили)…  Одна из участниц… рассказала и спросила, что это. Это презрение, которое наши миротворки заслужили по праву…» Автор комментария негодует, ведь многие годы она вносит существенную лепту в распространение ортодоксального иудаизма, занимается проблемами гиюра и восстановлением еврейской принадлежности, учит ивриту.  Могу её заверить, что мяса на столе не было(!), просто нам рассказывали о том, как поначалу долму мясом не начиняли,  лишь овощами, а потом стали добавлять мясной фарш с рисом. Так в телемонтаж попала фраза о мясе. И всё же давайте будем честными перед собой: многие ли из нас, евреев, соблюдают строгий кашрут с двумя мойками, холодильниками и прочими вытекающими последствиями? Для этого надо придерживаться ортодоксальных традиций. Увы, реалии иные. Поэтому клеймить презрением не стоило бы спешить. И к автору комментария у меня возник встречный вопрос: а все ли, проходящие гиюр, становятся кошерными евреями?! Да, есть такие, которые фору дадут другим. Но не все. Ещё комментарий. Сохраняю  его оригинальность, без правок:  « Я все готова понять. Девочки выросли в советском союзе, воспитаны на идеях интернационала, напуганы войной и хотят мира. Я нормальная, я понимаю. При всей моей правизне, по человечески понимаю. Только вот вопрос вопросов: почему бы этим девочкам не начать с того, чтобы подружиться, поесть вместе и померить платки со своими. С русскими баалот тшува, от которых они шарахаются, как от чумы, с марокканками и йеменками? Впрочем ясно. Тут подвиг миротворчества, а там – серьезная работа над своими установками и привычками.» Здесь я согласна по многим пунктам,  включая хиджаб, замененный на платок J. Насчёт «шарахаться» от марроканок и йеменок – спорно. Думаю, дело времени. Сразу осуществить много проектов данной женской организации неподъёмно. А этот ролик и комментарии к нему даёт пищу для размышлений, в том числе руководству организации Проект Кешер, которое, да, связано со спонсорами. Или такой эмоциональный отклик: «Вам это не напоминает немецких евреев, которые хотели дружить с немцами, советских евреев, которые хотели дружить с русскими. марроканских евреев, которые хотели дружить с арабами. Все это плохо кончилось. Я не за разжигание вражды. Но олим нужно учить любить и беречь свою страну, а братание с матерью и женой того, кто придет убить ее внука…. Простите, не хочу высказывать неуважение к вашим убеждениям (если речь конечно идет об убеждениях, а не о зарплате), но это подло». Знаете, такие комментарии лишь укрепили моё убеждение, что в мечту надо верить.   «…Почему бы этим девочкам не начать с того, чтобы подружиться, поесть вместе и померять платки со своими? »(см. 2-й комм.). Вот он, ключ! Те, кто в платках, בעלות תשובה, двери для вас открыты! Мы ищем сближения, ищите и вы тоже! Ведь делать сложнее, чем критиковать. «…Дружить с арабами… братание с матерью и женой того, кто придет убить ее внука…» Не правда ли, это про потенциальных убийц? Отвечу: в 90-х годах нас, Большую алию, наставляли сабры: дескать, есть израильские арабы, которые поддерживают нашу страну и чтобы мы их не путали с арабами-террористами. Однако  по нынешним временам алгоритм изменился не в пользу первых. Означает ли это, что сразу все израильские арабы только и думают, чтобы в одночасье сбросить евреев в море? Перефразирую: а не скинет ли еврей еврея в море?! Лучше  между собой давайте найдём общее, его ведь не так мало, только осталось вспомнить, откуда мы и зачем пришли на эту землю. Да, многие из нас в той жизни были отброшены далеко от еврейских традиций. Здесь, да, стали происходить изменения – как каждому прописано. Еврейское население Израиля очень неоднородно. И выбор делает каждый, в зависимости от места проживания,   рода деятельности, круга знакомых, друзей и т.д. Уже давно позади Элуль, месяц подведения итогов и переосмысления прожитого года. Мы пишем новый лист и никогда не поздно задуматься. На сегодняшний день идея объединиться избранному народу выглядит утопией. Нападки же друг на друга лишь отодвигают её. Когда мы вновь найдём точки соприкосновения, тогда и станем силой, достойной избранного народа. А если не пробовать и не искать, этого не произойдёт.

Светлана Цивина. Нацрат Илит.

2 thoughts on “Сбросить-таки или нет?

  1. Римма Гуткин

    Света, спасибо за обстоятельный разбор и проекта Кешер, и, главное, нашим встречам с арабскими женщинами.
    Давно и мне хотелось ответить на некоторые комментарии на тот телевизионный ролик. Но… Чувства преобладали над разумом, поэтому, наверно, и не складывалось в написанное.
    Что уж скрывать, на каждой встрече чувство у меня двойственное. С одной стороны я вижу женщину, которая, как и я , мать, бабушка, жена. С другой – срабатывает стереотип: “арабка – мать террориста”…
    Но мы здесь живем! Вместе на одной земле, в одной стране.
    Я не верю в мирные переговоры между Израилем и “Автономией”. Но я верю, что можно достичь понимания, пусть сначала на бытовом уровне, между женщинами… “Леат. леат”…

    1. Svetlana Tsivina Post author

      Да, Римма, ты права, что чувства накипели, хотя прошло уже пару месяцев. Случай этот на общественном уровне, поэтому посчитала необходимым поместить данный пост в местную газету, а поразмыслив, и на нашем блоге.Чтобы видели. Чтобы задумались. Чтобы шаг за шагом между нами самими происходило сближение. Гораздо проще “раздружиться”, чем наоборот.
      А насчёт террористов не всё так просто. Во-первых, эти арабки – они израильские, не с территорий. Отлично владеют ивритом. Обживаясь здесь более ста лет, они взаимодействовали с государством Израиль: брали землю в аренду у евреев, а расплачивались натурой, плодами земли. А сегодня их мужья работают у евреев. Понятно также, что в двух шагах от них Умм Эль Фахм, откуда да выходят террористы. Понятно, что и мусульманин мусульманину рознь. А они, что из К. Кара, думаешь, такие же? Цикл встреч, возможно, дал бы хоть частичный ответ на это вопрос, но пока что-то конца не видно.
      Спасибо тебе за живой отклик, Римма!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *