ПРОЕКТ КЕШЕР В ИЗРАИЛЕ

Израиль. Взаимодействие государства и религии.

maxresdefault «Шура, голубчик, восстановите, пожалуйста, «статус-кво». Балаганов не понял, что означает «статус-кво». Но он ориентировался на интуицию, с которой эти слова были произнесены. Гадливо улыбаясь, он принял Паниковского под мышки вынес из машины и посадил на  дорогу».                                                                                                        И.Ильф и Е.Петров «Золотой телёнок»

Я выбрала эту тему из предложенных, потому что меня всегда интересовали вопросы взаимоотношения государства и религии. И я не понимала, почему в Израиле некоторые аспекты жизни евреев регламентируются только религиозными законами. Ведь, насколько я знаю, большинство жителей страны ведут светский образ жизни. Я знала, что в Израиле нет конституции, а есть так называемый «Статус-Кво». И, хотя со дня образования Израиля прошло 66 лет, «Статус-Кво» все еще определяет отношение между государством и религией. Израиль считается моноэтническим государством, поскольку большую часть населения составляют евреи. Взаимоотношения между государством и религией в Израиле не похожи на те, что существуют в любой другой стране мира. С одной стороны, в Израиле религия не отделена от государства как в большинстве западных стран и в России. С другой стороны, Израиль не является религиозным государством в той же степени, что мусульманские страны вроде Саудовской Аравии или Ирана. Несмотря на это, религиозные нормы в значительной степени управляют повседневной жизнью каждого израильтянина. Например, в субботу и в дни еврейских праздников не функционирует общественный транспорт, а брачные и семейные отношения регулируются раввинатом. На территории Израиля ни разводы, ни бракосочетания не являются легитимными, пока не будут совершены по канонам иудейской религии. Меня удивили противоречия между пониманием национальности в министерстве внутренних дел и в раввинате: если государство признает еврейство по матери с минимальными доказательствами, то раввинат проводит глубочайшую проверку «корней» для того чтобы удостовериться в еврействе «подопечного». Раввинат не признает консервативные и реформистские гиюры, – признает только ортодоксальные. В то же время, министерство внутренних дел признает репатриантов, прошедших такие гиюры евреями. А это, в основном, репатрианты из США и Европы. Опять парадокс. Они считаются евреями, а жениться по еврейским законам не могут. На мой взгляд, должен быть выработан единый подход по определению еврейства, будь то прерогатива раввината или министерства внутренних дел. А браки!!! Это вообще головная боль для жителей страны. Ну почему многие пары должны ехать в другую страну, чтобы пожениться??? Даже если оба евреи. Не все светские хотят идти в раввинат и заново доказывать, что ты еврей, когда с точки зрения Министерства внутренних дел еврейство уже доказано! А процедура эта, порой, может быть сложной, долгой, дорогой и унизительной. Чувствуется «недоверие к еврейству» со стороны раввината. Такое недоверие порождает желание избегать общения с этой инстанцией. Как должны жениться смешанные пары в государстве вообще не прописано. А де-факто, они просто не могут сделать это на территории государства в котором живут. Это абсурд! Все едут за границу, женятся и в МВД регистрируются как пара. Почему никто не может решить этот вопрос??? А разводы вообще поражают. Даже если ты женился за границей, и раввинат к этому никакого отношения не имеет, но вы оба евреи, то разводится вы обязаны через раввинат. А процедура развода еще та!!!! Поэтому все больше пар в стране узаконивают свои отношения посредством «Гражданского партнерства», что тоже имеет свои трудности, однако, по крайней мере, это происходит в соответствии с законом, а не «Статусом-Кво» Прослушав все занятия по теме «Государство и религия», я пришла к неутешительному выводу: никто из власть имущих не готов менять что-то во взаимоотношении государства и религии. Хотя, вовремя обсуждения «Статуса-Кво», Бен-Гурион так сформулировал свою позицию: “Еврейский закон может быть принят везде, где он отвечает условиям современной жизни”. А это именно реформистский подход к иудаизму. Катя Рашковская 12.03.2015г.

9 thoughts on “Израиль. Взаимодействие государства и религии.

  1. Ваше имя галка

    Катюша!Ты -умница!Как ты четко это сформулировала!Я до переезда в Израиль,понятия не имела -не о разводах,захоронениях,гиюре.И только , благодаря нашим занятиям на “Государство и религия ‘ стала кое -в чем разбираться.Ну а про то ,что творится со свадьбами -это просто какой-то моразм.Государство столько денег теряет!Уму не постежимо.

  2. Svetlana Zivina

    Катя! Спасибо, что разложила по полочкам наболевшее. И что поделилась информацией с нами. Мне самой приходилось сталкиваться с этими парадоксами. Теперь унизительная процедура доказывания еврейства упрощена: она проводится бесплатно (это стоило 700шк.), к тому же делается прямо у нас в городе по программе Шорашим, и не надо тащиться в Хайфский раввинат, срываясь с работы и предоставляя “вещдок” – мою мать, говорящую на идиш.

  3. Людмила Горра

    Катя, к перечисленному тобой можно добавить еще и захоронения. Осознать абсурдность происходящего – это первый шаг. И чем больше будет нас, уверенных в праве жениться и разводиться в своей стране, иметь возможность в единственный выходной поехать к родственникам или на море, тем больше вероятность того, что наши права перестанут нарушать.

  4. Катя Рашковсная

    Спасибо большое, рада, что смогла немного осветить проблему.

  5. Ваше имя Emma Roitman

    Катя своей замечательной,как по форме,так и по содержанию,заметкой
    не только осветила существующую в нашей стране проблему,но и смогла растормашить нас.
    Посыл принят.

  6. Svetlana Zivina

    Эмма, растормошись, пожалуйста! А заставка, да, подобрана просто идеально, и этим “втягивает” читателя в заметку. И заметка что надо. Молодец, Катюша!

  7. Ваше имя Emma Roitman

    Света,прочла с доброй улыбкой-
    сама напросилась на критику,которая и к месту и в точку.
    Поняла тебя.
    Заставка красивая,но,говоря о форме,я имела ввиду литературную форму:
    просто,лаконично и выдержан канон сочинения,которому нас учили в школе:
    эпиграф; вступление;основная часть;заключение.

    1. Svetlana Zivina

      Просто хотелось, Эммочка, вновь видеть тебя на блоге, не более! Все пишущие здесь, включая тебя, пробудили и меня от зимней спячки. Пойду с визитом к своей “детке” – рубрике “На женской на завалинке” (тем более, что грядущий семинар в Иерусалиме по соц активности навевает мысли). Сначала напишу, а потом – милости просим в гости!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *