ПРОЕКТ КЕШЕР В ИЗРАИЛЕ

Если бы мать родила вас на корабле, вы старались бы остаться в море навсегда?..

 

в хиджабах

Не помню уже в каком возрасте и по-какому поводу я поинтересовалась, национальным костюмом евреев. Мама сказала: “… котиковая шуба!”  Наверное, это первое, что пришло маме на ум или потому, что она носила такую. Но и у заведующей баклабораторией,  Надежды Ивановны, тоже была такая же. Думаю, других просто не завозили в Россию. Получилось почти по-Кассилю из моей любимой с детства книги “Кондуит и Швамбрания”:  ” … Вдруг Ося спрашивает: “Леля, а Леля? Ты говоришь – еврей! А что такое еврей?             – Ну, народ такой… Бывают разные. Русские например. Или вот дошлые. “Дошлый” народ, папа говорил, есть. Немцы еще, французы. А мы вот евреи. Папа еврей и ты еврей. “Мы разве евреи?! – удивляется Ося. – Как будто или взаправду? Скажи честное слово, что мы евреи.” – Честное слово, что мы евреи. Оська поражен открытием. Он долго ворочается. И уже сквозь сон я слышу, как он шопотом, чтобы не разбудить меня,  спрашивает: – Леля!  – Ну?  – И мама – еврей? –  Да. Спи…                                                        – Мама, – спрашивает Ося, уже садясь на постели. – Мама, а наша кошка тоже еврей?”      Видимо, каков вопрос – таков ответ!                                                                                         Думаю, в семьях арабских женщин-израильтянок, участвовавших, принимающей стороной в нашей встрече в школе Яфии возле Нацерет Илит (начало здесь) такой вопрос у их детей вряд ли мог возникнуть.

!

Женщины-арабки выглядели привычно-традиционно, были  в нарядных платьях и праздничных хиджабах, которые ещё и отражали уровень достатка семьи: от простых до изыканно-художественных с вышивкой, бусинками и камешками в цвет ткани. Только одна из их женщин была одета не традиционно и без головного покрытия, как и ее дочка лет 19-ти, очень по-молодежному, и современно. Кстати, девушка любезно и, как само-собой разумеющееся, легко, и даже, как мне показалось, с удовольствием согласилась написать от руки ответы на мои вопросы, которые я ей успела задать до начала встречи, объяснив ей, что мой иврит не настолько хорош, что б использовать его в режиме вопрос-ответ. Позже (в третьей, заключительной части своего повествования) я поделюсь с вами её записями. Директриса школы, была в платье до середины колен, чем мы были приятно удивлены и без традиционного хиджаба, что подчеркивало демократичность взглядов, во-всяком случае в этой школе, и готовность к общению! Разбившись стихийно по- группам мы имели возможность задавать друг другу вопросы. Вопросов у всех было много, времени, как всегда, не достаточно. Но обстановка была настолько располагающей и доброжелательной, что помехой становился только языковой барьер, который наблюдался с обеих сторон. Их женщины более старшего возраста знали только родной арави, среднего – говорили на иврите с мощным гортанным акцентом, напоминавшим “русский” иврит с жёсткими огласовками типа халАв, шалОм и т.д.  А наши “переводчицы”, увлёкшись общением, отвечали им сами, забывая, порой, перевести сказанное. Но, в принципе, понять суть удавалось. Женщины, в основном, занимаются в семье воспитанием детей и работами по-дому т.к. в их семьях  от 3-х до 6-ти детей, меньше или больше  – редко.  Если свои портнихи, вышивальщицы. У многих дети с хорошим образованием, вплоть до 2-й степени, хотя чаще это связано со сложностями найти работу (знакомая всем израильтянам проблема). Но кому улыбнётся удача, работают по-специальности, в основном мужья и сыновья. Многоженство у них не приветствуется, а когда в семье уже есть трое мальчиков, то необходимость в этом отпадает автоматически. Хотя, мужчины есть мужчины, кто из нас может быть абсолютно уверен в их безгрешности. Достаточно и того, что у женщины есть право выразить свою позицию и по-этому вопросу тоже. Они довольно таки эмансипированы. Приятно!

столА  уж в том, какие они замечательные, радушные хозяйки, прекрасно готовят и щедро делятся своими рецептами, мы убедились, дегустируя, приготовленные, специально для нашей встречи, национальные яства и восточные сладости.

 

!!

Времени, как обычно,  катастрофически не хватало. А так хотелось ещё о многом поговорить. Узнать и понять почему, отвечая на наш вопрос: “хотят ли они иметь свое отдельное государство, они однозначно отвечая, что нет, стойко проявляют непринятие символики (своего!) еврейского государства, в котором, по-их же уверениям, они хотят жить и нет у них амбиций иметь своё арабское. Может быть по-тому, что у них в подкорке сидит то, что они здесь родились и имеют все права здесь жить. А мы – приехали и дальше не уточнялось, что из этого следует, скорее всего, понимая бесполезность извечно-неразрешимого, философского спора, что первично – яйцо или курица?! У них нет ответа на вопрос, чем их не устраивает флаг и гимн Израиля. Ведь это атрибутика государства, в котором мы и они живут, трудятся, любят, имеют семьи, рожают детей, созидают привычное,  доброе, вечное, незыблемое. Мы в стране исхода тоже были меньшинством, но к флагу, гербу и гимну претензий не было – это, как данность. Символы должны быть и их чтят!  О путях, продолжительности, перспективах  эволюции  народонаселения страны, можно спорить до бесконечности, но так мы никуда не продвинемся, поэтому диспут я отметаю сразу, из-за не конструктивности и приступаю к сути вопроса – что относится к государственной символике государства?!. Наиболее понятны мне резюме  Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по данным о том, знают ли россияне свой флаг, герб и гимн.  Итак, что имеем:                                                                                   1.. Для 57% россиян  олицетворением страны является ее государственная символика: флаг, герб, гимн; а  4% респондентов ассоциируют российское государство с Московским Кремлем и Красной площадью.                                                                                                2. Государственные символы, вызывающие у россиян гордость и восхищение высказали: по отношению к флагу – 58%, к гербу – 57%, к гимну – 59%, треть (30%) относится к ним с симпатией. Безразличным к официальной символике  государства остается каждый десятый. Негативные чувства выразили около 1% участников опроса.                                                                                                                        3. Сегодня российский триколор верно описывают 69% граждан. 25%  смогли назвать цвета флага, однако ошибались в их расположении;  4% опрошенных полностью не правильно ответили на этот вопрос.                                                                                         4. Герб России знают 89% опрошенных, 7% не смогли вспомнить, как он выглядит.             5. Начало государственного гимна смогли озвучить 55% респондентов. Неверно назвали эти строки 29% опрошенных, а 16% вовсе затруднились ответить.                                           6.  88% опрошенных вполне устраивает бело-сине-красный флаг; 7% респондентов желали бы вновь видеть серп и молот на красном фоне; 2% призвали создать для России абсолютно новый флаг.                                                                                                                7. Двуглавый орел – наиболее подходящий символ для герба современной России – уверены 85% респондентов; 6% участников опроса высказались за возвращения герба СССР; 3% – за идею создания другой государственной эмблемы.                                            8В пользу сохранения нынешнего гимна (музыка А.Александрова, слова С.Михалкова) высказался 61% опрошенных. Новый вариант хотели бы услышать 4%.                          

Мне этот пример показался убедительно-наглядным и достаточно-иллюстративным в вопросе разноплановости мышления.Нет и не может быть 100% результата по всем пунктам. В любом вопросе всегда нужен компромиссный подход, без заигрывания и с четкими формулировками.                                                                                                      “И даже  если  мать родила бы тебя на корабле, вряд ли ты старался бы остаться в море навсегда!”                                                                                                                                        Вот такой АктуАлией я хочу закончить 2-ю часть своих соображений, захлестнувших меня при осмысливании полученных впечатлений от встречи.                                    Заключительная часть будет опубликована завтра. Ваша  – Тамара.

 

 

 

2 thoughts on “Если бы мать родила вас на корабле, вы старались бы остаться в море навсегда?..

  1. Larisa tabachnik

    Опять огромное спасибо, и опять жду продолжения… А вы спрашивали у них, какая должна быть, по ихнему, символика?….

    1. Тамара Ройзен Post author

      мы не планировали серьёзные вопросы разбирать, важно было познакомиться и попробовать пообщаться хоть на какой-то платформе. Это – главное было и мы справились. К сожалению, не было ещё возможности нам пообщаться своей кешеровской группой и обменяться впечатлениями более подробно, возмлжно после этого появится четвертая часть. Посмотрим. По-моим ощущениям, символика, им глубоко безразлична, тем паче, какой она должна быть, да и вообще должна ли быть?!. Я не зря там так подробно со статистической точностью расписала ситуацию, хорошо знакомую нам по стране исхода, где символика есть, а воли нет. Главное, что в голову вложить, а т.к. уже много чего вложено, не пригодного для жизни, нужна программа фильтрации полученных посылов и кропотливая восстановительная терапия. В такой чувствительной теме хирургическое вмешательство не помогат…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *