ПРОЕКТ КЕШЕР В ИЗРАИЛЕ

Виртуальный Бейт Мидраш. Недельная глава «Ки Таво».

«когда придешь ты в страну…»

Ки Таво
На этой неделе (7-13 сентября) глава рассказывает о том, что именно должны будут сделать евреи после того, как войдут в землю Израиля. На самом деле, речь идет о заповеди «бикурим» – первых плодах. Мы читаем в тексте Торы:
“И будет так: когда придешь ты в страну, которую Б-г дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, то возьми первые плоды земли, которые ты соберешь в стране твоей, и положи в корзину, и… приди к коэну, который будет в те дни, и поставит ее коэн перед жертвенником Б-га… И радуйтесь – ты, и левит, и пришелец, который с тобой, – всем благам, которые дал Б-г тебе и дому твоему”.
Заповедь о бикурим, первых плодах урожая, заключается в следующем: тот, кто выращивает на своей земле плодовое растение, относящееся к одному из семи видов, которыми славится земля Израиля, должен принести первые плоды урожая в Храм коэну. Так человек выражает свою благодарность Творцу за все, что есть у него. Поэтому заповедь эта должна быть исполнена с радостью.
Собственно говоря, заповеди можно исполнять по-разному. Можно отделаться минимальными усилиями, “поставить галочку”. Можно ту же заповедь выполнить с любовью, с пониманием, не жалея ни сил, ни времени. Во втором случае человек словно вкладывает в заповедь самого себя. Все содержание заповеди о первых плодах – победить заложенное в человеке с рождения стремление оставить лучшее себе (инстинктивный эгоизм) и воспитать в себе способность отдавать с радостью.
Мы живем в последние дни изгнания, вот-вот будет отстроен Храм и мы снова будем выполнять заповедь о первых плодах. Но и в дни, когда Храмовая гора пребывает в запустении и поругании, мы можем и должны исполнять заповедь о бикурим на духовном уровне.
Человек может превратить самого себя в «бикурим» – первый, отборный плод. Каждое его действие, слово и мысль должны быть максимальной реализацией всего лучшего в нем. И это относится не только к священным занятиям – изучению Торы и выполнению заповедей, – но и к повседневным, будничным делам, которые тоже можно превратить в “бикурим”, как сказали мудрецы: “Все дела твои будут во имя Небес”.
Также в главе упоминается о заключении союза с Всевышним на горах Гризим и Эйваль.
Это действо крайне символично. Оно раскрывает суть существования еврея — в партнерстве со Всевышним. Так, для проведения ритуала, на одной из гор должны быть водружены камни, на которых записана вся Тора, построен жертвенник, принесены жертвоприношения и устроен гигантский пир – празднество, преисполненное “радости перед Всевышним”.
Смысл этого действия понятен – произошло ведь великое событие: народ Израиля зашел в землю Израиля, где они, наконец, могли жить по Торе в полной мере – то есть, воплотить союз, по которому Всевышний, в частности, обязался, что если мы будем соблюдать заповеди, то Он нас одарит добром, заботой, изобилием.
Чтобы сделать этот союз более очевидным, Всевышний также сказал разделить народ на две части, одним подняться на гору Гризим, другим – на гору Эйваль. Священнослужители (коэны и левиты), стоя между этими горами, сначала поворачивались к горе Гризим и говорили: “Благословлен будет тот, кто не будет делать идолов – ваяных и литых”, – и весь народ отвечал “Амен”.
Потом они поворачивались в сторону горы Эйваль и говорили: “Проклят будет тот, кто будет делать идолов – ваяных и литых”, – и весь народ снова отвечал “Амен”. Так повторялось довольно много раз, как можно увидеть в тексте Торы: в сторону горы Гризим – благословения за выполнение заветов Торы, в сторону горы Эйваль – проклятия за ее нарушение.
Заключение партнерского союза с Б-гом происходило не единожды в предыдущих главах Торы. Но это был первый и единственный раз с евреями после того, как они стали народом. Дело в том, что есть вещи, которые делают один раз и забывают, a есть вещи, которые делают один раз, и результат этого действия остается актуальным навсегда. Так как Тора вечна, то и все заповеди ее вечны. То, что некое действие было заповедано выполнить только один раз, не умаляет его значимости – наоборот, это значит, что это действие настолько сильно, что одного раза хватило на всю историю, включая и нас с вами.

Внимание, а теперь вопросы:
1. Евреи должны были совершить праздничный пир на горе Эйваль, той самой к которой коэны поворачивались, чтобы озвучить проклятия. Почему пир на горе с проклятиями, а не с благословениями?

2. В Торе четко говорится, что принимать бикурим коэны должны из рук приносящего. Почему такое значение уделяется этому действию? Зачем упоминаются руки?

Жду ваши ответы в комментариях к статье. Ведущая рубрики Юля Корнилова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *